Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

Text/HTML

Есть на свете такая профессия,

Чтобы детям радость дарить.

Исправляя дефекты речи,

Их красиво учить говорить.

Каждый день с язычком заниматься,

Добиваясь все новых побед.

Обожаю свою работу

И горжусь тем, что я – логопед.

 

 

Каждый из нас выбирает свой профессиональный (жизненный) путь. Когда – то путь дошкольного работника выбрала моя бабушка, затем мама, посвятив всю свою жизнь детям. Поэтому я без сомнений после окончания университета поступила на работу в детский сад.

Я -  учитель – логопед.

И это важная грань моего счастья. С замиранием сердца я жду чистой, красивой и правильной речи моих воспитанников, в которой будет слышен и мой голос. Восхищаюсь и удивляюсь даже крошечному успеху в развитии речи детей!

Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно.

В основе построения образовательного процесса использую принцип комплексно-тематического планирования, стремлюсь творчески подходить к его организации. На своих занятиях стараюсь максимально использовать разнообразные виды детской деятельности (двигательную, коммуникативную, познавательную, музыкальную, художественную литературу) и их интеграцию с целью эффективности образовательного процесса и развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Приемы, которые в моей оздоровительно – коррекционной работе играют основную роль:

  1. Артикуляционная гимнастика – укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает силу, подвижность органов, участвующих в речевом процессе. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, использую биоэнергопластику – содружественные движения руки и языка. На каждого ребенка существует комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые ребята выполняют гимнастику для язычка.
  2. Логопедический массаж и самомассаж активизирует ощущения мышу, нормализуют их мышечный тонус.
  3. Развитие мелкой моторики с применением нестандартного оборудования и су – джок терапии.
  4. Логоритмические упражнения развивающие чувство ритма и координации.
  5. Кинестетические и кинезиологические упражнения – «упражнения для ума» позволяющие активизировать межполушарные связи, развивать моторику, мышление, память.
  6. Дыхательная гимнастика для развития физиологического и речевого дыхания.

Кроме того, в своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками.

Ребенок любит играть. Поэтому соединив приятное с полезным, играя в дидактическую игру, мои воспитанники обучается, сами того не подозревая. Им интересно. Они запоминают.

  1. Пособие «Звуковая полянка».

Многофункциональность пособия «Звуковая полянка» выражается в решении нескольких задач - развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц, автоматизация, дифференциация поставленных звуков. В пособии используется большое   разнообразие картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Четвёртый лишний», Согласование существительных с числительными – под каждым «домиком» помещаю  число, согласование существительных с прилагательными – каждый «домик» для мячика имеет свой цвет (использую черно – белые картинки).  Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте -  в большую корзинку помещаем схему слова, дети находят нужный предмет.

Используя своё пособие на индивидуальных занятиях, мне удаётся повысить способность к произвольному контролю, снижение быстрой утомляемости и потери интереса детей к обучению.

  1. Пособие «Конструктор предложения».

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения.

К сожалению, детям с тяжелыми нарушениями речи, оказывается очень трудно или даже не возможно, составить речевое высказывание. Тогда необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Одним из подобных наглядных моделей высказывания является разработанное мною дидактическое пособие «Конструктор предложения».

  1. Пособие «В мире звуков и букв»

Характеристика звуков, слогов, слов – это абстрактные, невидимые понятия, которые не всегда доступны для понимания дошкольникам, обладающим наглядно – действенным и наглядно – образным мышлением, тем более дошкольникам с ОВЗ. Поэтому я решила, что необходима зрительная опора, которая поможет детям рассказать о звуке, сравнить звуки между собой и наглядно их увидеть. Так, для меня и моих детей, эффективным средством развития фонематического восприятия и подготовки дошкольников к обучению грамоте стало данное наглядно - дидактическое пособие.

Позволяет формировать у дошкольников фонематический слух и фонематическое восприятие, учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять звуки, активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи.

  1. Пособие « Азбука Приозерска».

Проблема снижения интереса подрастающего поколения к чтению художественной литературы сегодня особенно актуальна. Для первичного знакомства детей с историей родного края я решила создать пособие, позволяющее рассказать ребятам о городе, в котором мы живем. В пособии в алфавитном порядке рассказывается об архитектуре города, исторических событиях, людях, животных.  Наши ребята, в силу своей любознательности, проявляют к книге большой интерес: сначала рассматривают картинки, пополняя свои представления об окружающих предметах и явлениях родного края, затем с удовольствием слушают взрослого, читающего книгу. Именно в дошкольном возрасте можно и нужно сформировать у детей устойчивый интерес к книгам, желание научиться читать, ведь книга – источник знаний.

Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Своей главной задачей во взаимодействии с родителями своих воспитанников вижу – объяснить родителям возможности ребенка, показать пути совместного обучения и преодоления нарушений, показать родителям их особую роль и возможное участие в развитии ребенка. Для этого уже на этапе формирования группы компенсирующей направленности обязательно знакомлю родителей с особенностями педагогического процесса в учреждении.

Свою деятельность по сотрудничеству дошкольной организации с семьёй строю на следующих принципах:

  1. Принцип информационной доступности и  открытости, полноты информации, ее необходимости и достаточности.
  2. Принцип учета индивидуальных способностей, поддержка инициативы и творческого потенциала.
  3. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Принцип информационной доступности и  открытости, полноты информации, ее необходимости и достаточности реализуется через следующие формы взаимодействия:

Речевой уголок.

Групповая раздевалка – место в детском саду, где родители бывают ежедневно, здесь располагается речевой уголок. Информация здесь обновляется в начале каждой недели, родители отслеживаю тему недели, словарь, с которым знакомим ребенка в течение тематической недели, материалы в виде примерных заданий для повторения с детьми. Цель и задачи групповых и подгрупповых занятий по дням недели.

Стенгазеты.

Мы с ребятами очень любим стенгазеты, поздравительные к праздникам, посвященные текущим событиям, информационные для родителей, познавательные и развлекательные, все они отличаются оригинальностью и неповторимостью. Кроме внешней привлекательности для детей и родителей, стенгазеты помогают мне донести до родителей нужную и важную информацию. Так каждые два месяца «выходит» стенгазета «не зевай, не зевай, поскорее отвечай», где детям традиционно надо ответить на 10 вопросов, пройденного программного материала. Например, объяснить, что такое осень, кто такой муравей или объяснить, почему птицы улетают на юг. Такая форма работы позволяет мне отслеживать остаточные знания детей, а родителей стимулирует к закреплению пройденного материала дома.

Стенд «Ура! Звук родился»

Осуществляя работу по коррекции звукопроизношения, часто сталкиваюсь с проблемой низкого самоконтроля за поставленным звуком. Поэтому возникла потребность в разработке наглядной модели состояния звукопроизношения детей. Дети стремятся как можно быстрее получить медаль и прикрепить рядом со своей фотографией «смайлик победы», вовлекаясь незаметно для себя в коррекционный процесс. Родители видят успехи своего ребенка, в свою очередь подбадривают детей  на новые речевые победы.

Консультации и дни открытых дверей.

Активно приглашаю родителей на индивидуальные занятия с их ребенком, которые родители с удовольствием посещают, мы обсуждаем цель, задачи, ход занятия. Делимся размышлениями о способностях, возможностях, зоне ближайшего развития.

Организация родительского сообщества в социальной сети «В контакте»

По результатам опроса родителей, приемлемой формой для них оказалось общение и отслеживание текущей информации  о жизни группы в сообществе в социальной сети «В контакте». Данная группа позволяет поддерживать связь с родителями воспитанников, особенно это актуально для тех, кто болеет. В группе освещается вся жизнь детей в детском саду – отчеты в виде фотографий с занятий, досугов, экскурсий, что позволяет родителям, быть в курсе новостей, делиться друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.

Принцип учета индивидуальных способностей, поддержка инициативы и творческого потенциала реализуется с помощью следующих форм взаимодействия:

Домашнее задание.

Одной из важных форм взаимодействия с родителями у нас является альбом для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти, логики.

Клуб для родителей «Поэтическая гостиная».

К сожалению, при прочтении стихов у современных детей наблюдается отсутствие выразительности, монотонность, ненужная тягучесть, искажение окончания слов, перестановка слов, неуверенность. Совместно с музыкальным руководителем мы проводим поэтические встречи, где каждый из ребят может получить свою минуту славы, показать себя и свои способности, преодолевая трудности и страхи выступления перед аудиторией. Родители – актвные участники, члены жюри.

Видеоролики.

Преследуя развитие способности связно передавать свои мысли, чувства я снимаю видеоролики с детьми. Дети учат стихи в тайне от родителей и в телеобращении признаются им в любви в день всех Влюбленных. Отвечают на вопросы корреспондента и размышляют, о том, зачем нужна мама, какой бы они хотели видеть маму в будущем, что очень любят делать с мамой вместе к Дню Матери. Читают стихи о войне, рассказывают о своем герое Великой Отечественной Войны, желают долголетия и мирного неба над головой Ветеранам на День Победы. Родители с удовольствием ждут новый фильм с участием своего чада, ведь от раза к разу дети все увереннее, спокойнее составляют речевые высказывания. Видеоролики так же позволяют отследить динамику речевого развития детей.

 

Принцип научной обоснованности и практической применимости

Участие в проектах группы.

При организации своей работы, я активно использую метод проектной деятельности. Ведь в проектной деятельности принимают участие дети, родители и  педагоги. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, раскрывает способности каждого ребенка, помогает воспитывать личность, обладающую креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. И именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Одним из любимых проектов, ставшим традиционным, является проект  «День родительского самоуправления». День сближения и объединения родителей и детского сада, ведь это то, чего так часто не хватает и тем и другим, и что так важно в воспитании детей. В результате такого дружного союза, родители сами занимаются самовоспитанием, становятся ближе своим детям, а воспитатели – надежными помощниками семьи.

Начинается творческий процесс с подготовки, согласований, знакомства с новой ролью – ролью педагога, помощника, наставника для всех ребят группы, процесс погружения во внутренний мир детского сада, в среду обитания их детей.

Для детей это волнительно. Сколько удивления, радости, восторга, гордости мы видим в счастливых детских глазах – «Моя мама – воспитатель!».

ФГОС ДО выдвигает на одно из ведущих мест деятельности дошкольного учреждения – взаимодействие с семьей воспитанников. Опыт моей работы показывает, что взаимодействие учителя – логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников базирующееся на вышеперечисленных принципах приводит к открытости, взаимопониманию, доверию на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Накопленным опытом работы с удовольствием делюсь с коллегами на методических и педагогических советах, встречах районных творческих групп, участвую в конкурсах различного уровня. Работать стараюсь творчески, в соответствии  с тенденциями современного мира.

Ведь все мои знания, все мои душевные силы для них, и мы вместе творим: трудное делаем привычным, привычное делаем легким, легкое – красивой и правильной речью! Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая.

Каждый раз на выпускном вечере я с замиранием сердца и слезами на глазах слушаю моих воспитанников. Я верю, что мои маленькие артисты станут хорошими режиссерами своей жизни, а в их чистой, красивой и правильной речи будет слышен и мой голос….