Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих
page shadow

Text/HTML

 

 

                                               

ПРОЕКТ

во второй младшей группе

  «Дикие и домашние животные» 

 

Участники: воспитанники второй младшей группы, педагоги группы, родители.

Продолжительность: краткосрочный.(2 недели) 28.10.10 - 08.11.19

Актуальность проекта:

На земле живут тысячи различных животных. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.

В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах.

Благодаря проекту дети познакомятся с описанием жизни диких животных в летний и зимний периоды, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.

Проблема: В ходе занятий с детьми было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животные.

Цели проекта:

• Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам;

• Создавать в группе условия для расширения представления о животных;

• Привлечь родителей к сотрудничеству.

Задачи проекта:

  • Развивать элементарные представления о домашних и диких животных.  
  • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за домашними животными;
  • Дать представления о потребностях животных для их роста и развития

Ожидаемые результаты:

  • понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными;
  • привитие детям любви и бережного отношения к животным;
  • желание родителей завести домашнего питомца.

Формы организации проекта:

1. Беседа

2. ООД

3. Настольные игры

4. Рисование животных

5. Инсценировка сказки

6. Чтение художественной литературы.

7. Разучивание пальчиковых гимнастик «Зайка», «Котенок», «Мишки»

8. Создание рисунков «Дикие и домашние животные».                                                 

Этапы реализации проекта:

 1. Подготовительный:

  • проведение работы с родителями о том, что нужно рассказать детям о домашних и диких животных.
  • подготовка атрибутов. Сбор материала для создания рисунков «Дикие и домашние животные»;
  • составление плана работы;
  • подбор наглядных материалов, стихи, загадки.

 2. Реализация проекта:

 

Направление

Мероприятия

Индивидуальная работа

Социально-коммуникативное развитие

- Д/и «Чудесный мешочек». Знать и называть диких и домашних животных и называть действия.

-Игра - драматизация «Кошкин дом»,

П/и «Домашние животные»,

«Воробушки и кот».

-Игровые упражнение – «Составь животное», «дорисуй животное», «Выбери животное».

-Дидактические игры: «Где чей домик?», «Животное домашнее или дикое?», «Угадай, кто спрятался?», «Угадай, что изменилось?»

 

Игра – драматизация

«Теремок»

С/р «Звери в лесу»

-«Собери целое»-разрезные картинки из серии «Дикие и домашние животные».

 

Познавательное развитие

-занятия познавательного цикла. (См сетку занятий)

-презентации «Детки в клетке», «Дикие животные», «Животные и их детеныши», «Загадки о животных»

-д/и «Кто где живёт»,

-беседы с детьми на тему: «Дикие и домашние животные».

- Рассматривание и сравнение кошки и собаки.Беседы: «Кошка и собака - наши друзья».

-внесение игр (лото «Чей детеныш?», пазлы «Животные»)

-Д/и «Раздели животных на домашних и диких»

Речевое развитие

-Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки" (игрушка), -Рассматривание картины "Кошка с котятами"

-Чтение: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", В. Сутеев "Кто сказал мяу", С. Маршак "Кошкин дом", «Сказка о глупом мышонке»,К. Ушинский «Васька», Л. Толстой «Спала кошка…».

-упражнение Доскажи словечко:

Рыжая, хитрая(лиса).

Большой, косолапый(медведь).

Серый, злой(волк).

-Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысенька", Кот на печку пошел", "Котик-коток", «Как у нашего кота…», А.Барто «У меня живет козленок».

-Загадки:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

(собака)

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(собака)

-Скороговорки:

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

-Артикуляционная гимнастика «Киска», «Поймаем мышку», «Лошадка» (См «Картотека пальчиковая и дыхательная по темам» Комплекс №3)

- Учить составлять небольшой описательный рассказ по игрушке (животное)

- Разучивание считалки:

Белки зайцев угощали, Им морковку подавали, Все орешки сами съели, А тебе водить велели

-Разучивание стихотворения:

Сколько знаю я дождей? —

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

 

-Артикуляционная гимнастика «Слоник пьёт"
"Индюки болтают"
"Лошадка"(См «Картотека пальчиковая и дыхательная по темам» Комплекс №3)

-внесение книг

«Мамы и детеныши», «Животные. Энциклопедия»

-Д/И «Догадайся, что за зверь?» (по устному описанию)

-беседа «Расскажи о питомце»

- Игра « Исправь ошибку». Опишу я вам животных, что в лесу увидела, только вы друзья, проверьте, чтоб я их не обидела.

Шуба рыжая у волка, Шуба зайчика в иголках,

Шуба бурая лисы, удивительной красы. Шуба белая ежа, у медведя - серая. Всех зверей запомнить цвет правильно сумела я?

Художественно-эстетическое развитие

-Сюжетные картины на тему «Домашние животные», « Дикие животные». «Домашние животные и их детеныши»

-Раскраски «Животные»

 

-Составление композиций «Зоопарк», «Ферма».

Физическое развитие

-Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Лошадка», «Ловишки», «Гуси, гуси…», «День – ночь», «Зайки».(См «Картотека подвижных игр»)

-Пальчиковая гимнастика «Киска», «Щенок» (См «Картотека пальчиковая и дыхательная по темам»Комплекс №3)

- гимнастика пробуждения

Речь с движением. «Сердитый волк».

Волк сердитый на лугу громко воет: «У-у-у!» Очень скучно одному вот и вою – у-у-у! Надоело мне сердиться, буду с вами веселиться.

Мы пойдём, как оленята, топ-топ,топ-топ.

И поскачем, как зайчата, прыг-скок, прыг-скок.

Полетаем, как совята, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

И крадёмся, как лисята.

-индивидуальная работа по развитию основных движений:

Упражнения в ходьбе. Ходьба приставным шагом вперед.

Упражнения – приседания.

Упражнения –наклоны.

Прогулка

-Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.)

-В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит ем кость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя(есть дождик веселый, а есть грустный),определить, какой дождь.

- труд на участке: сгребание сухих листьев в определенное место.

-Подвижная игра: "Воробушки и кот", "Кот и мыши", «Лохматый пес».«Ловишки», «У медведя во бору», См «Картотека подвижных игр»)

 

Взаимодействие с родителями

- Конкурс проектов «Мое любимое животное»

-Консультации «Взял я в руки карандаш», «Развитие речи детей 3-4 лет».

Мастер-класс «Животные из втулок»

Индивидуальные беседы по ситуации, по запросу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


































































3. Заключительный.

 Викторина «Дикие и домашние животные»

Конкурс  проектов  «Мое любимое животное»

Самодельный альбом  «Животные» (из проектов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   ПРОЕКТ

«Совершенствование предметно-развивающей среды во второй младшей группе.Центр сенсорного развития ребёнка».

                                                                                                                                                                                  Воспитатели: Афанасьева Т.И,  Чалая Н.А

 

     Основой познания ребёнком окружающего мира и первой ступенью чувственного опыта является сенсорное развитие, направленное на полноценное восприятие действительности.

     Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

      Накопление детьми сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей происходит в процессе всей жизнедеятельности.

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.

Цель: создание и оснащение центра сенсорного развития ребёнка во второй младшей группе детского сада.

Задачи: активизация самостоятельной деятельности дошкольников с сенсорными материалами; развитие чувственного опыта, анализаторных систем в ходе занятий с дидактическими играми и пособиями;

становление и развитие профессиональных и проектировочных умений педагогов.

  Предполагаемые результаты реализации проекта.

            В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств. Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительной моторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.

         При создании такой среды необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Во-первых, так как все виды деятельности ребёнка (общение, предметная, игровая, учебная) в той или иной степени присутствуют одновременно, воспитателю необходимо, отдавая должное ведущей деятельности, стимулировать развитие тех её видов, которые в данный момент не являются ведущими. Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребёнка при переходе его к следующему этапу развития, то есть создание через предметную среду зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский). В-третьих, среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Кроме этого, предметная среда для ребёнка должна быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении в целях применения им уже знакомых знаний и способов действия.

        Перечень основного материала и оборудования:

-фигурки для шнуровки;

- детали и ишнуры для сбора бусов.

- пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;

- различные вкладыши, резко отличающиеся и близкие по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;

- различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;

 - развивающие игры промышленного производства, способствующие развитию мелкой моторики рук,

 - сенсорные доски;                               

 - различные пазлы;

 - наборы песочных формочек для игр с водой и песком; игра «Рыбалка»;

 -слоник для отгадывания спрятанных фигур;

 - набор «Мешочки» с разными наполнителями;

- «Волшебный мешочек» для игр;

- для зрительного восприятия: трафареты, лекала, ножницы, фонарики, калейдоскоп

- для тактильных ощущений: пуговицы, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, футляры от киндер-сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок и т.п.

 

Кроме перечисленного выше, особое место в Центре сенсорного развития отводится дидактическим играм.

Дидактические игры выполняют следующие функции:

Учебная функция — организация и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, формирование обобщенных представлений и способов действия.

Ознакомление с обобщёнными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.

Расширение практики использования эталонов, практических ориентировок.

Контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Основные виды дидактических игр, использующиеся детьми в Центре сенсорного развития:

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать в раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.

Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению, поиску и нахождению.

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в моделировании различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых, животных и т.д.

Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь и игрового результаты, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.

Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) с его свойствами, связанными с интересными игровыми моментами: избавиться от ненужного, сбросить карточку, не сказать запретного слова.

     Занятия детей в Центре сенсорного развития предполагают в большинстве случаев самостоятельную деятельность детей с материалами, что ставит ряд вопросов, касающихся включенности взрослого в деятельность ребёнка. Определяя эту меру, необходимо помнить, что развитие способностей ребёнка происходит в процессе освоения им средств восприятия, мышления, воображения. Мера включенности взрослого зависит, прежде всего, от того, насколько точно он сумеет определить характер детской деятельности. Только после этого сам воспитатель решает включаться в неё или нет. Не следует мешать ребёнка, если его деятельность носит продуктивный, уравновешенный характер, и, наоборот, следует включаться в случаях, когда дети не могут самостоятельно найти себе занятие. Тактика, которой должен следовать воспитатель - сотрудничество, то есть «не рядом, не над, а вместе». Данное правило, мы позаимствовали как один из главных постулатов методики Марии Монтессори, где среда организуется из материалов, представляющих собой не готовые предметы, а только набор элементов, а манипуляции с этими материалами позволяют ребёнку приобрести чувственный опыт, который является основой сенсорной базы. Чтобы достигнуть этого, среда и должна содержать главное - равенство ребёнка и взрослого. Изучая желания и внутренние мотивы детской деятельности, педагог оказывает ему помощь.

Во время совместной деятельности с ребёнком воспитатель использует определённые приёмы:

-создание мотивированности действий детей (присоединившись к игре или начав действия первым);

-ответы на детские вопросы;

-вопросы воспитателя к детям; обсуждение действий детей.

Выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнёром детей. Личные качества, умения, знания педагога организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.

           Чтобы эффективно использовать Центр сенсорного развития, сначала дети должны подробно ознакомиться с его содержанием, почувствовать себя в нём свободно. После того, как дети освоятся, педагог может показать пример использования предметов, всячески поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. В это время дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Время занятий детей не регламентируется

Дополнительные разделы