Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих
page shadow

Text/HTML

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

 

                                                                                                      ПРОЕКТ

«Совершенствование предметно-развивающей среды

 во второй младшей группе.

Центр сенсорного развития ребёнка».

                                                                                                                                                                                  Воспитатели: Афанасьева Т.И,  Чалая Н.А.

  

 

 

Приозерск - 2019

 

 

     Основой познания ребёнком окружающего мира и первой ступенью чувственного опыта является сенсорное развитие, направленное на полноценное восприятие действительности.

     Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

      Накопление детьми сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей происходит в процессе всей жизнедеятельности.

Полноценное личностное развитие ребёнка обеспечивается его непосредственным участием в практической деятельности. На становлении деятельности, прежде всего, и базируется развивающая среда дошкольного учреждения.

Цель: создание и оснащение центра сенсорного развития ребёнка во второй младшей группе детского сада.

Задачи: активизация самостоятельной деятельности дошкольников с сенсорными материалами; развитие чувственного опыта, анализаторных систем в ходе занятий с дидактическими играми и пособиями;

становление и развитие профессиональных и проектировочных умений педагогов.

  Предполагаемые результаты реализации проекта.

            В результате ежедневных занятий в Центре сенсорного развития, у детей создаётся ощущение спокойствия, уверенности в себе, формируется богатый запас положительных эмоций, который способствует развитию внутренних резервов, особенно созданию новых понятий и качеств. Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребёнку свободу выбора, возможность реализовать свои замыслы, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Предполагается развитие точности и гибкости восприятия, улучшения в развитии мелкой моторики рук и зрительной моторной координации, что способствует эффективной подготовке к школьному обучению.

         При создании такой среды необходимо руководствоваться определёнными требованиями. Во-первых, так как все виды деятельности ребёнка (общение, предметная, игровая, учебная) в той или иной степени присутствуют одновременно, воспитателю необходимо, отдавая должное ведущей деятельности, стимулировать развитие тех её видов, которые в данный момент не являются ведущими. Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребёнка при переходе его к следующему этапу развития, то есть создание через предметную среду зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский). В-третьих, среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, то есть должна содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию. Кроме этого, предметная среда для ребёнка должна быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении в целях применения им уже знакомых знаний и способов действия.

        Перечень основного материала и оборудования:

-фигурки для шнуровки;

- детали и ишнуры для сбора бусов.

- пирамидки из различного количества деталей, разной формы, величины, цвета;

- различные вкладыши, резко отличающиеся и близкие по форме и величине: рамки-вкладыши, объёмные, плоские, полые;

- различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаики, складные кубики с разрезными картинками;

 - развивающие игры промышленного производства, способствующие развитию мелкой моторики рук,

 - сенсорные доски;                               

 - различные пазлы;

 - наборы песочных формочек для игр с водой и песком; игра «Рыбалка»;

 -слоник для отгадывания спрятанных фигур;

 - набор «Мешочки» с разными наполнителями;

- «Волшебный мешочек» для игр;

- для зрительного восприятия: трафареты, лекала, ножницы, фонарики, калейдоскоп

- для тактильных ощущений: пуговицы, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, футляры от киндер-сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок и т.п.

 

Кроме перечисленного выше, особое место в Центре сенсорного развития отводится дидактическим играм.

Дидактические игры выполняют следующие функции:

Учебная функция — организация и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, формирование обобщенных представлений и способов действия.

Ознакомление с обобщёнными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.

Расширение практики использования эталонов, практических ориентировок.

Контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Основные виды дидактических игр, использующиеся детьми в Центре сенсорного развития:

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать в раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие совпадает с практическим действием с предметами.

Игры с прятаньем и поиском предметов, основанные на интересе детей к их неожиданному появлению и исчезновению, поиску и нахождению.

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в моделировании различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых, животных и т.д.

Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь и игрового результаты, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т.д.

Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) с его свойствами, связанными с интересными игровыми моментами: избавиться от ненужного, сбросить карточку, не сказать запретного слова.

     Занятия детей в Центре сенсорного развития предполагают в большинстве случаев самостоятельную деятельность детей с материалами, что ставит ряд вопросов, касающихся включенности взрослого в деятельность ребёнка. Определяя эту меру, необходимо помнить, что развитие способностей ребёнка происходит в процессе освоения им средств восприятия, мышления, воображения. Мера включенности взрослого зависит, прежде всего, от того, насколько точно он сумеет определить характер детской деятельности. Только после этого сам воспитатель решает включаться в неё или нет. Не следует мешать ребёнка, если его деятельность носит продуктивный, уравновешенный характер, и, наоборот, следует включаться в случаях, когда дети не могут самостоятельно найти себе занятие. Тактика, которой должен следовать воспитатель - сотрудничество, то есть «не рядом, не над, а вместе». Данное правило, мы позаимствовали как один из главных постулатов методики Марии Монтессори, где среда организуется из материалов, представляющих собой не готовые предметы, а только набор элементов, а манипуляции с этими материалами позволяют ребёнку приобрести чувственный опыт, который является основой сенсорной базы. Чтобы достигнуть этого, среда и должна содержать главное - равенство ребёнка и взрослого. Изучая желания и внутренние мотивы детской деятельности, педагог оказывает ему помощь.

Во время совместной деятельности с ребёнком воспитатель использует определённые приёмы:

-создание мотивированности действий детей (присоединившись к игре или начав действия первым);

-ответы на детские вопросы;

-вопросы воспитателя к детям; обсуждение действий детей.

Выступая в роли посредника между ребёнком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнёром детей. Личные качества, умения, знания педагога организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.

           Чтобы эффективно использовать Центр сенсорного развития, сначала дети должны подробно ознакомиться с его содержанием, почувствовать себя в нём свободно. После того, как дети освоятся, педагог может показать пример использования предметов, всячески поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. В это время дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Время занятий детей не регламентируется

Дополнительные разделы